Виньетка

Детские занятия каратэ-до для дошкольников

Кто приходит?

Детский тренер Московской организации, чемпионка мира по каратэ-до Елена Карташова уверяет, что каратэ – это вид спорта, доступный каждому ребенку. «Мы не отказываем никому, часто вообще оказываемся последней инстанцией. К нам приходят дети с плохим зрением, с астматическим бронхитом – уже от безысходности: плавание им противопоказано, лыжи тоже»... Через год занятий малышей, которые были слабенькими, болели, уже не узнать. Каратэ-до закаляет, укрепляет иммунную систему. Занятия проводятся босиком. Родители поначалу боятся, оставляют детей в носочках, но очень скоро забывают о своих опасениях. У многих новичков – сутулость, плохая осанка. В чем причина? Слабы мышцы, которые держат позвоночник. А на занятиях дают упражнения на все группы мышц. Ребенок гармонично развивается. Два года проходит – спина выпрямилась, лопатки «пропали». Желание родителей отдать ребенка на каратэ-до порой бывает вызвано и тем, что любимое чадо часто обижают на улице или в садике. «Драться в этом возрасте не научим, – предупреждает Елена, – но уверенность в себя вселим – однозначно!». Других малышей, наоборот, родители хотят «успокоить», направить неуемную энергию в мирное русло.

Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы заниматься? Трудно ответить. Иногда приходят такие хлюпики, думаешь: ну, бедолага, выдержит, максимум, месяц. А другой, наоборот, подвижный – на лету все схватывает. А к концу года оказывается, что первый работает и делает успехи, а второго давно и след простыл. У нас, например, мальчик Саша занимается. Привели его «в нагрузку» к старшему брату. Был меньше и младше всех, ничего у него не получалось. Уже рукой на него махнули. Прошло года четыре, после летних каникул он вернулся – я рот открыла. Резкий скачок! – и в плане техники, и выносливости, и связки. Сейчас это один из самых лучших учеников.

25 минут на разминку


Как только дети заходят в зал, они должны сделать поклон-приветствие – «ос». И все знают, что перед ними не тетя Лена, а «сэмпай», т. е. учитель. Счет до десяти ведется тоже по-японски: «ич, ни, сан, си, го…». И детям это нравится, любят козырять в школе или в садике: «Хочешь, по-японски посчитаю?!» И, естественно, названия всех связок – тоже на японском. Занятие начинается с построения. Далее – две минуты медитации, чтобы дети смогли настроиться. Для этого они садятся на колени, упирают руки в бока, закрывают глаза. С самым серьезным видом слушают наставления тренера. А потом – разминка. Маленьким детям неинтересно стоять в рядах и махать кулаками. У них возраст такой – им надо бегать, суета нужна. Цель разминки – укрепление мышц позвоночника и вообще мышечного корсета. Объяснять упражнения детям, как взрослым, не получится, поэтому тренер использует игровые приемы. Игра в «крокодильчиков» – дети ползают на кулаках, «возим тачку с песком» – выстраиваются парами и по очереди держат друг друга за ноги: ходят на руках (очень полезное для позвоночника упражнение), изображают «лягушку» – прыгают из приседа, «зайчика» – просто прыгают, «таракана» – бегают в положении сидя вперед ногами.
Упражнения самые разные. Но главное правило одно – постоянный дух соперничества.
Занимаются малыши и акробатикой – кувырки вперед, назад, комбинированные, с разбега, через партнера. Это нужно, чтобы развивать гибкость. После кувырков – гимнастический мостик из положения лежа. Лена ходит, смотрит, у кого «самый лучший». Шутит: «У тебя мост как в заброшенной деревне получился: посмотри, весь развалился, старый, трухлявый. Во-о-от, ручки выпрями, спинку прогни – молодец, получилось!» Детям весело, стараются.
Формула успеха: дисциплина плюс старательность Каждая тренировка непременно начинается с разминки: главная ее цель – укрепить мышечный корсет, развить ловкость и гибкость, умение четко координировать движения, управлять собственным телом. Маленькие спортсмены выполняют десятки самых разных гимнастических упражнений. И пусть не сразу все получается, ребят это не смущает: трудные элементы они готовы повторять снова и снова.

Без слез и баловства


Основная часть занятия продолжается минут двадцать. Первые десять минут ребята разучивают технику: выстраиваются в ряд и под счет тренера выполняют определенные движения руками или ногами «по воздуху». Лена, считая, ходит, поправляет руки, ноги, положения кулачков. Говорит: «В этом возрасте техника им пока не интересна, они ее не понимают: «Зачем это надо – по воздуху махать?» Смотришь, начали зевать, ковырять в носу – пора переключаться на что-то другое, толку уже не будет. Берем снаряды – так называемые «лапы». И отрабатываем с ними еще десять минут. Учим бить удары. Дети выстраиваются в пары. Один держит «лапу», другой под мой счет в нее бьет. Пыталась приучить их к самостоятельности, чтобы каждый сам в своем ритме выполнял задание, но ничего не получилось: кто в лес, кто по дрова. А под мой счет – все успевают делать четко». Каждое движение выполняется строго по команде. Тренер сразу пресекает любое баловство. Иначе все может закончиться плачевно. И падают, и носы расквашивают. Держит «лапу», зазевался невольно или не вовремя выглянул из-под нее, а напарник в это время бьет, тут же – фонарь под глазом. Конечно, слезы. Но реветь и скисать, если что-то не получилось, Лена не разрешает никому. «Ты реветь сюда пришел? У меня девочки не плачут. В школе или в садике узнают, что ты ревешь, позор-то какой будет!
Настоящего спортсмена доги ко многому обязывает Каждое движение нужно выполнять строго по команде тренера, под жесткий счет. Конечно, это нелегко. Первые два–три года малыши осваивают не технические приемы, а лишь азы движений, которые потом помогут изучать технику борьбы. И только когда ребята перейдут в старшую группу и наденут доги, начнется серьезная работа, помогающая становлению настоящего спортсмена.

Кодекс чести


Заключительная часть тренировки – поощрительные игры за хорошую работу. Шумные, веселые – «волк и сова», «караси и щука», «колдунчики» или «вышибалы». Занимаются они два раза в неделю по часу. Раз в месяц – в тренажерном зале, где детей ждут маленькие гантельки весом по 500 граммов. Лена учит малышей подтягиваться на турнике. А вот родителям вход в зал запрещен. Дети в присутствии взрослых начинают беситься, делать все напоказ – подурачиться им надо.
Доги детям одевают не сразу. Малыши занимаются в майках, в спортивных брюках или трикотажных шортах. Родители хотят сразу детей в доги облачить. Но пяти-семилетним детям это неудобно. Мне только и придется, что ходить и всем завязывать. И родителям объясняю – нужна вам эта лишняя трата? Может, ребенок месяц позанимается и больше не захочет. Как правило, когда дети переходят в старшую группу – с восьми-девяти лет, покупать доги даже требую. Доги обязывает, они уже серьезно себя ведут, как взрослые. Я всегда своим ученикам повторяю: мы даем вам в руки оружие – каратэ-до, и ни в коем случае нельзя обижать кого-то. Вы должны защитить себя, маму, сестру, подругу, но никогда первым не нападать, нельзя обижать слабого. Был у нас один случай: один товарищ начал носы разбивать младшим – детям из первого класса. Из школы поступила жалоба. Мы вызвали его на середину, все вместе, мягко говоря, пожурили. На слезу пробили парня: подобное еще раз повторится, мы тебя выгоним. Хочешь драться – есть соревнования. Исправился.
К вопросу о возрасте ребенка для участия в соревнованиях. В качестве эксперимента проводят турниры среди 7–8-летних детей – по просьбе родителей. На них, в отличие от взрослых каратистов, надеваются шлемы, защитные жилеты, щитки на голень и снарядные перчатки, чтобы, не дай Бог, бровь или губу не разбили. Они похожи на черепашек – неуклюжие, смешные, но такие серьезные, стараются. Принимать участие могут все.

Статья взята с сайта www.krokha.ru





vniz